В некоторых случаях работодатели принимают решение предоставить рабочие места для граждан зарубежья. Такой выбор вполне логичен, поскольку профессиональные качества таких сотрудников отвечают всем стандартам, но при этом оплата труда в их случае бывает несколько ниже.
Единственной преградой для найма таких работников порой бывает чрезвычайная сложность процесса получения необходимых документов, согласно которым человек был бы уполномочен работать на территории другой страны.
Однако не стоит бояться: ниже мы рассмотрим общие действия при получении такого разрешения, а также список необходимой документации. Кроме того, отдельное внимание будет отведено вопросам, по которым ответ от органов ФМС может быть отрицательным.
Для начала стоит сразу же отметить, что четвертым пунктом главной статьи о трудоустройстве граждан из зарубежья (статья 13 свода «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или Закон №115-ФЗ) предусмотрен вопрос найма на работу. Однако сразу же уточняются некоторые детали – подобный процесс возможен, только если работодатель имеет специальное разрешение на предоставление рабочих мест. Сам работник также должен иметь разрешение на деятельность в рамках закона.
Далее при более детальном рассмотрении процедур, если не указано иначе, будет подразумеваться Закон №115-ФЗ. Итак, согласно первому пункту второй статьи разрешение на работу представляет собой важный документ, который гарантирует иностранному лицу право на оплачиваемую работу в пределах РФ, а также на открытие и продвижение собственного дела. Стоит отметить, данный документ имеет свой срок действия.
Что касается подробностей, статья 13.1 указанного закона ясно дает понять, что вне зависимости от того, заключен ли специальный трудовой договор или закреплены гражданские и правовые инстанции, срок действия разрешения на работу не может быть дольше одного года. В следующей же статье (13.2) дается руководство касательно сотрудников с высокой квалификацией – срок их работы может составлять до трех лет, если будут соблюдаться условия продления действия разрешения. Возможно также обновление условий с должной периодичностью.
Особым моментом в этом является то, что каждый год утверждается определенное количество разрешений на работу и деятельность в пределах РФ. К примеру, для 2011 года это количество составляло 499 650 приглашений, которые можно было выслать людям, желающим работать. Что касается разрешений на работу, то здесь это число составило 1 745 584. Данная информация взята из правительственного постановления РФ, датированного 12.11.2010 под номером 895 и Приказа службы Минздравсоцразвития РФ датированного 08.12.2010 под номером 1081.
В случае если работник с иностранным гражданством решает сменить рабочее место, в силу вступает пункт 7.6 статьи 13.1 вышеуказанного закона. Согласно ему, работник имеет неделю на то, чтобы проинформировать ФМС об изменении своих обстоятельств, дабы все данные были внесены в соответствующие документы.
Здесь также имеются и собственные ограничения. Допустим, согласно означенному закону, иностранные представители могут менять места работы только в пределах того административного пункта, на территории которого была проведена выдача и регистрация разрешения. Однако ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации датированный 28.07.2010 под номером 564н, можно тщательно проследить некоторые специальные случаи, когда возможны исключения. По условиям приказа ограничение не распространяется на тех, кто:
Получает задание на работу в пределах текущего трудового договора (командировку). Однако следует учитывать, что срок отъезда не должен быть дольше десяти дней.
Имеет работу, связанную с переездами и перевозками. В таком случае длительность отъездов не может превышать шестьдесят дней в пределах действия одного разрешения.
Также, согласно приказу под номером 564н, существует ряд профессий, представители которых имеют право на работу вне пределов закрепленной зоны.
В вопросах получения разрешения на профессиональную деятельность основным ориентиром является Приказ ФМС РФ №1, Минздравсоцразвития РФ №4, Минтранса РФ №1, Госкомрыболовства РФ №2 от 11.01.2008 или Административный регламент. В данном своде затрагивается деятельность миграционных государственных служб, а также других правоохранительных и исполнительных органов, работа которых связана с контролем занятости граждан. Речь также идет об агентствах Федерального уровня (Речное и морское транспортное обеспечение и рыболовство).
В каких случаях разрешение на работу не требуется?
Все пункты Административного регламента не затрагивают следующих представителей трудовой деятельности:
1. Постоянных резидентов РФ.
2. Участников президентской программы датированной 22.06.2006 под номером 637, в которой идет речь о переселении в РФ собственных представителей, а также близких родственников.
3. Сотрудников дипломатической сферы деятельности, представителей консульств иностранного подданства, а также их нанятых работников.
4. Сотрудников иностранных фирм, оказывающих на территории РФ услуги по монтажу, установке или гарантийному обслуживанию продукции, а также сотрудников сферы юриспруденции.
5. Представителей СМИ, у которых уже произведена аккредитация в пределах страны.
6. Студентов, получающих на территории страны профессиональные навыки, а также остающихся в пределах государства даже в течение каникул в целях подработки (при условии, что местом работы будет учебное заведение, в котором оформлен студент).
7. Работников научных и профессиональных сфер обучения. При этом приглашение должно исходить от высшего учебного заведения, исследовательского центра, либо научной организации. Все детали получения приглашения и документального подтверждения должны быть согласованы с уже имеющимися стандартами законодательства РФ. Данное исключение не распространяется на тех, кто прибывает в страну в целях религиозной образовательной деятельности или миссионерства.
8. Сотрудников юридических систем иностранного подданства, при условии, что устройство аккредитовано и приведено в соответствие с законом.
Перечень необходимых документов
При сборе документов имеет большое значение то, приобретена ли иностранным гражданином виза или нет.
В случае если порядок, выбранный или подходящий по обстоятельствам, требует получения визы, список будет выглядеть так:
1. Заявление касательно получения разрешения на работу. При этом каждый иностранный работник должен иметь свой экземпляр заявления. Форму заявления можно выяснить из Приказа ФМС Российской Федерации датированного 25.12.2006 под номером 370.
2. Цветное фото каждого иностранного подданного. Параметры фото 30х40 мм.
3. Копия документов, которые предоставляют идентификацию личности каждого гражданина.
Если срок личных документов потенциального сотрудника истекает ранее чем через полгода с даты получения разрешения, заключение договора невозможно (согласно 49 пункту Административного регламента).
4. Копия свидетельства о получении профессионального образования, либо диплом. Также подходят свидетельства, благодаря которым образование, полученное в родном государстве иностранного представителя, можно расценивать как равное тому же самому варианту образования в РФ.
5. Согласно правительственному постановлению от 02.04.2003 под номером 188, каждый иностранный представитель должен предъявить медицинские справки, которые свидетельствуют об отсутствии пристрастий к наркотическим веществам, а также заболеваний и инфекций, которые могут нанести вред окружающим.
6. Отдельный сертификат требуется для заверения в отсутствии ВИЧ инфекции.
7. Квитанция, свидетельствующая, что в каждом отдельном случае был выплачен необходимый размер установленной государственной пошлины.
8. Копия документа, предоставляющего право на въезд в указанный административный пункт или организацию.
В отдельных случаях, когда получение визы не является обязательной программой, к перечисленным документам прибавляются также:
1. Миграционная карта, засвидетельствованная соответствующими органами власти: ФМС, либо уполномоченным сотрудником пограничной службы.
2. Трудовой, либо гражданско-правовой договор, позволяющий работать на территории РФ.
Все документы, которые выданы на территории государств, из которых приезжают представители, должны быть приведены в соответствие и одобрены органами нашей страны. Каждый документ должен быть снабжен нотариально заверенным переводом. При наличии лишь копий, без предоставления оригиналов, нотариальное заверение также является неотъемлемым условием.
Процедура легализации может стать понятнее, если ознакомиться с Федеральным законом 05.07.2010 под номером 154-ФЗ, который также известен как «Консульский устав РФ». В статье №27 указывается, что в процедуру легализации включается удостоверение в том, что лицо, выдавшее документ, действительно имеет соответствующие полномочия. Проверка подлинности печати, а также прочие стандартные процессы также необходимы.
Сертификат об отсутствии вируса иммунодефицита
Существует специальный закон, предусматривающий контроль и сдерживание распространение ВИЧ инфекции на территории РФ. Согласно второму пункту десятой статьи данного закона, иностранные подданные не могут въехать в страну без наличия сертификата, подтверждающего, что они не заражены данным вирусом. Консульства и прочие службы могут выдать визу на проживание в стране только после предоставления данного документа. Исключение составляют лишь сотрудники служб дипломатического характера, консульских и межправительственных служб, а также близкие им люди.
Данные сертификаты также должны соответствовать ряду норм. Обязательными параметрами являются:
1. Наличие паспортных данных или других данных удостоверяющих личность человека. Сюда включается дата рождения, полное имя, серийный номер, а также указание места проживания.
2. Информация касательно самого времени проживания на территории РФ.
3. Данные о самом исследовании крови (дата проведения, подписи медицинского сотрудника, ответственного за исследование, а также самого гражданина, информация об оборудовании, использованном для проведения теста, а также печати медицинского учреждения).
Сертификат должен быть составлен на двух языках (английский и русский). Срок его действия равен трем месяцам.
Случаи, когда возможет отказ
Случается и так, что даже после того, как все документы будут выбраны и составлены, ответственные органы все равно откажут в выдаче разрешения.
Разрешение на работу может быть не выдано (а в случае его получения, аннулировано), если:
1. Представитель пропагандирует агрессивные методы изменения законодательных основ страны и представляет опасность для других.
2. Выступает в поддержку террористической деятельности, оказывает пособничество террористам или сам принимает участие в актах.
3. Уже бывал на территории РФ и был депортирован, либо выдворен в принудительном порядке за пределы страны (с момента выезда должно пройти не менее пяти лет).
4. Гражданин воспользовался поддельными документами, либо предоставил неточную информацию.
5. Находился под следствием и уже получил приговор суда в соответствии с законом.
6. Согласно пункту 30.3 Административного регламента несовершеннолетние представители также не имеют права на работу. Кроме того нарушение установленного числа работников, на которых работодателем получено разрешение, недопустимо.
7. Если гражданин все еще несет ответственность за ранее допущенное нарушение закона. При этом не имеет значения, где именно было совершено преступление – в пределах нашей страны, или за ее границами.
8. Если гражданин более двух раз нарушал установленный порядок проживания иностранных представителей на территории страны.
9. Ранее проживал в РФ, но покинул страну с целью постоянного жительства в другой стране.
10. Отсутствует более полугода.
11. Имеет наркотические пристрастия.
12. Не предоставил сертификат о ВИЧ.
13. Является носителем опасной инфекции.
14. Находится в стране на условиях, не требующих наличия визы, но в пределах ближайшего месяца не обратился в ФМС с нужными документами.
15. Находится в стране на условиях, идентичных предыдущему пункту, и уже провел весь срок заключенного договора, но не продлил его действие в течение ближайших пятнадцати дней.
Существуют и другие случаи, когда может быть вынесено отрицательное решение.
Порядок действий при получении разрешения
Для начала все вышеозначенные документы должны быть предоставлены работодателем в местный орган ФМС.
Это справедливо лишь в том случае, если работник находится в стране на условиях, требующих наличия визы. Лишь тогда разрешение на работу получает работодатель, а не сам сотрудник.
Непосредственно сам работник получает разрешение на руки лишь тогда, когда прибыл в страну в порядке, не требующем наличия визы. Для этого при нем должны быть документы, идентифицирующие его личность.
С момента предоставления необходимого пакета документов должно пройти не более тридцати дней, прежде чем решение будет принято. В случае, если документы отправляются на дополнительное исследование, срок увеличивается. Но даже при таких условиях срок не должен длиться дольше сорока пяти дней.
Бланк разрешения имеет высокую защиту от подделок
Вопросы о продлении срока разрешения
В соответствии с Законом №115-ФЗ, срок разрешения продлевается, если минимум за пятнадцать дней до момента истечения действия прежнего разрешения подаются следующие документы:
1. Заявление соответствующей формы (выяснить содержание можно в Административном регламенте).
2. Трудовой договор, либо договор гражданского или правового характера, при условии, что они приведены в соответствие нормам законодательства РФ.
3. Информация о роде профессиональной деятельности (стандартная форма находится в Приказе ФМС Российской Федерации от 20.07.2010 под номером 223).
4. Медицинские свидетельства об отсутствии наркотических пристрастий, инфекций и ВИЧ.
5. Документы, заверяющие, что гражданин прежде состоял на миграционном учете местных органов.
В случае если документы о том, что гражданин ранее уже проходил процедуру получения разрешения, утеряны самым представителем, но при этом свидетельства того, что он состоит на учете, сохранились в самих органах, оснований для отказа нет.
Решение, касательно продления срока разрешения, выносится не позднее, чем через три дня после того, как документы будут предоставлены гражданином. При этом установленное количество разрешений текущего года уже не имеет силы. Отказ в продлении возможен только в случае, если вышеуказанные документы не были предъявлены.